Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля
14.05.2012 00:40 | Автор: Ник |
Рейтинг 4.3 из 5. Голосов: 46
Эксплуатация и ремонт ВАЗ своими руками |
Система охлаждения двигателя (СОД) играет важную роль в эксплуатации автомобиля. Если она работает не правильно, тогда может быть, что двигатель не прогревается до рабочей температуры. Тогда плохо греет печка и ресурс ДВС сокращается. Либо двигатель перегревается, тогда машина "закипит". А как определить неисправность системы охлаждения двигателя своими руками ?
Думаю говорить о том, что СОД предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы, говорить не нужно. Чтобы определить проблемы системы охлаждения двигателя самостоятельно нужно понимать, как эта система работает:
В составе СОД есть:
Охлаждающая жидкость в СОД циркулирует постоянно, то есть имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает помпа.
В зависимости от температуры, жидкость циркулирует по малому или большому кругу. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт. Когда охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается до определенной температуры - термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу (через радиатор). В радиаторе ОЖ охлаждается встречным потоком воздуха, либо потоком воздуха от вентилятора, который включается при достижении ОЖ определенной температуры.
После охлаждения жидкость снова поступает на малый круг и так цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется, поддерживая рабочую температуру двигателя (98-103°С).
Первым делом нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в системе. В автомобилях десятого семейства это выполняется либо визуально (расширительный бачок должен быть заполнен на половину), либо по индикатору уровня ОЖ (инструкция по установке).
Если есть утечка тосола, то осмотрите подкапотное пространство на наличие подтеков. Обычно причины утечки тосола: старые хомуты на патрубках, пробитый радиатор охлаждения двигателя (ремонт радиатора) или старый радиатор отопителя (замена радиатора отопителя).
Следующий шаг - проверка циркуляции тосола в СОД. Для этого необходимо открыть крышку расширительного бачка и проследить за тем, как в него поступает струйка ОЖ. Причинами плохой циркуляции охлаждающей жидкости могут быть: забитая СОД (прочистить систему можно специальными средствами для промывки), неисправность помпы (инструкция по замене помпы СОД).
Если двигатель перегревается, тогда следует:
Думаю говорить о том, что СОД предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы, говорить не нужно. Чтобы определить проблемы системы охлаждения двигателя самостоятельно нужно понимать, как эта система работает:
Принцип работы системы охлаждения двигателя
На автомобилях десятого семейства, как и на большинство других, система жидкостного охлаждения (закрытого типа). Это означает, что тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости, которую называют "охлаждающей жидкостью" (тосол или антифриз).В составе СОД есть:
- Радиатора охлаждения двигателя, который предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха.
- Вентилятор радиатора, который повышает интенсивность охлаждения охлаждающей жидкости в радиаторе.
- Радиатора отопителя, который является источником тепла для салона автомобиля.
- Расширительный бачек, который служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры. Долить тосол без него тоже не получится.
- Помпа или центрабежный насос, которым осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе.
- Термостат, который предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости является одним из элементов управления системы охлаждения.
Охлаждающая жидкость в СОД циркулирует постоянно, то есть имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает помпа.
В зависимости от температуры, жидкость циркулирует по малому или большому кругу. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт. Когда охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается до определенной температуры - термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу (через радиатор). В радиаторе ОЖ охлаждается встречным потоком воздуха, либо потоком воздуха от вентилятора, который включается при достижении ОЖ определенной температуры.
После охлаждения жидкость снова поступает на малый круг и так цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется, поддерживая рабочую температуру двигателя (98-103°С).
Диагностика системы охлаждения двигателя и определение проблем
Если Вы обнаружили проблемы, которые связаны с системой охлаждения двигателя, тогда определять причины лучше от простого к более сложному:Первым делом нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в системе. В автомобилях десятого семейства это выполняется либо визуально (расширительный бачок должен быть заполнен на половину), либо по индикатору уровня ОЖ (инструкция по установке).
Если есть утечка тосола, то осмотрите подкапотное пространство на наличие подтеков. Обычно причины утечки тосола: старые хомуты на патрубках, пробитый радиатор охлаждения двигателя (ремонт радиатора) или старый радиатор отопителя (замена радиатора отопителя).
Следующий шаг - проверка циркуляции тосола в СОД. Для этого необходимо открыть крышку расширительного бачка и проследить за тем, как в него поступает струйка ОЖ. Причинами плохой циркуляции охлаждающей жидкости могут быть: забитая СОД (прочистить систему можно специальными средствами для промывки), неисправность помпы (инструкция по замене помпы СОД).
Если двигатель перегревается, тогда следует:
- Проверить термостат. На прогретом двигателе потрогать рукой верхний и нижний патрубки радиатора. Если верхний - горячий, а нижний холодный, а радиатора еле теплый, тогда термостат заклинило и ОЖ циркулирует только по малому кругу. Кстати, термостат может заклинить и в открытом положении, тогда двигатель не прогревается до рабочих температур. Термостат нужно заменить.
- Другой причиной перегрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения двигателя (как убрать воздушную пробку описано тут).
- Если не включается вентилятор радиатора, тогда проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости, проводку до вентилятора и реле.
- Не редко из-за грязи и пыли забиваются соты радиатора и он не способен охлаждать тосол должным образом. Как следствие - перегрев двигателя, а решением может быть чистка радиатора.
Доработка системы охлаждения двигателя
Все знают, что русские автомобили далеки от совершенства, в том числе это касается и СОД. У ВАЗ 2110 система охлаждения тоже имеет ряд моментов, которые можно улучшить или доработать. Ну например:- Чтобы сделать поддержание температуры охлаждающей жидкости более стабильным можно установить 6ти дырочный термостат. Кроме этого его еще можно и доработать !
- Сделать более быстрый прогрев тосола в зимнее время и уменьшить давление в системе можно, если переделать СОД десятки на систему Калины.
- Улучшить циркуляцию ОЖ в СОД можно путем установки альтернативной, более производительной помпы (Лузар). Дополнительная помпа в СОД тоже не плохая идея.
- Штатный вентилятор радиатора на ВАЗ 2110 (карлсон) имеет только одну скорость работы. Можно легко доработать пуск вентилятора, либо заменить вентилятор на более производительный и бесшумный.
- Есть сменить прошивку автомобиля, тогда можно установить более низкую температуру срабатывания вентилятора радиатора.
С какой неисправностью системы охлаждения на ВАЗ Вы сталкивались чаще всего? |
Комментарии
Уровень тосола стоит, не уходит. Масло чистое. Так что не прокладка. Массу тоже как бы исключил, стрелка на потребителей не реагирует. Сталкивался с проблемой массы, протягивал. Только при включении карлсона с кнопки поднимается на 5-10 градусов, но это изначально было с момента ее установки (сам ставил). Метки ГРМ в норме, все зубья как по книжке.Помпу еще проверю. Если решу, обязательно отпишусь.
1 проверить завоздушенность , если патрубки отопителя горячие это еще ни чего значит.
2 проверить помпу, не совсем качественные помпы менее производительны , и поэтому в салоне холодно при холостых.
3 проверить заслонку отопителя. снять переднюю решетку печки, и проверить работу этой заслонки (изменяя температуру проверить движение заслонки, ее видно)
4 и не забываем про датчик климотконтроля. Его либо чистить от пыли, проверка вращения вентилятора или его полная замена.
5 многие знают.... но все равно озвучу: герметик после нанесения на поверхность должен "подсохнуть" минут 10
иначе удачи в ремонте не видать)
про термостат, старую ОЖ, течи ОЖ уже не говорю
RSS лента комментариев этой записи