Профиль
Больше общения
Прошивка ЭБУ для ДАД и ДТВ на ВАЗ
Тюнинг и доработка электрики в автомобиле |
Всё востребованней среди владельцев переднеприводных ВАЗов становится переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ. Этот доработка может быть обусловлена желанием сэкономить, при выходе из строя дорогого ДМРВ, или особенностями работы ДАДа, которые могут пригодиться при тюнинге мотора. Самое сложное в переходе на ДАД, это настройка программы управления двигателем. |
В этой статье, я расскажу о том, как выбрать, подготовить и настроить прошивку для работы с ДАД. Не стоит воспринимать эту статью как исчерпывающую инструкцию к пользованию, она лишь кратко описывает рабочие моменты, связанные с настройкой прошивки.
Выбор прошивки под ДАД
Выбор прошивок с поддержкой ДАД не большой, но поломать голову всё же придется, т.к. у каждого ПО есть свои достоинства и недостатки.J5LS - отличная прошивка от Emmibox. Замечательно подходит для нашей цели. В сети есть несколько версий V43 и L43. Основное отличие в том, что версия V43 понимает настройку по давлению, нужную для настройки турбо мотора. Существенный недостаток «бесплатных» прошивок от Emmibox, отсутствие поддержки кондиционера. В новых, лицензионных версиях эта проблема решена, а сам автор утверждает, что в свежих версиях прошивки используются новые алгоритмы расчета и ещё много всего вкусного, например Launch Control.
Казалось бы, вот наш выбор, но тут всплывает основной недостаток прошивки J5LS, это её цена. Прошивка J5LS (Light Sport) версия V4.3B стоит 6000р и продается только покупателям программно аппаратного комплекса «Матрица» и программатора блоков 55пин. Стоимость «Матрицы» 12000р, стоимость программатора 7000р. Ах, да ещё вам понадобится инженерный ЭБУ, к которому привяжется всё это добро, стоимость комплекта для переделки Вашего ЭБУ в инженерный примерно 2000р. Итого 27,000р. (Стоимость компонентов может быть не точной, но примерный порядок цен она отражает.) Вывод, лицензионная версия J5lS, удел профессионалов и для самостоятельной настройки своего личного автомобиля, покупать этот продукт, скорее всего не рентабельно.
Истории наших читателей
"Гребаный таз!!!"
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать - это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне))
Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.
TRS - отличное ПО от AndyFrost. Более сложная чем J5LS, но и более функциональная прошивка. Даже в «бесплатной» версии есть поддержка кондиционера и режим Launch Control. На последних версиях прошивки есть даже трэкшн контроль. От автора:
За основу была взята одна из ранних версий прошивки Макси РПД, которая уже существенно облегчила алгоритмию стандартных прошивок, убрав из них малозначимые или экологические калибровки, которые не требуются для тюнинговых (спортивных) моторов. Основные изменения затронули механизм расчета циклового наполнения двигателя по Датчику Абсолютного Давления (ДАД).В сети можно найти прошивку TRS237, на ней, у меня получилось неплохо настроить мотор на ДАДе. Но в процессе настройки возникли некоторые сомнения в правильности найденной мною для неё карты. Небольшой недостаток, в сравнении с J5LS, ТРС237 не умеет переназначать канал ДТВ, по- этому вешаем ДТВ исключительно на 44 пин. Серьезным преимуществом прошивки TRS над J5LS является её цена. Прошивка стоит 8000р и продается отдельно. Вам понадобится только инженерный ЭБУ, к которому привяжут эту прошивку.
J7ESA - Отличный вариант для владельцев седьмых Январей. Прошивка полностью бесплатная и активно развивается. Имеет очень широкий функционал (форум, скачать). А ещё для J7ESA есть отличная программа «HSP_test», которая предназначена для точной настройки УОЗ через замеры динамики разгона коленвала. Эта программа может захватывать в он-лайн коррекцию УОЗ в рабочих режимах на обычном, не инженерном Январь7.2. Для работы HSP-Test требуется прошивка j7esa_0.3.11 и выше.
J5SPT005 - Спорт ПО от SMS-софт Прошивка от разработчиков ЧипТюнера. Многие гуру чип тюнинга недолюбливают её. У меня тоже был не удачный опыт владения такой прошивкой. Настроенная «профессионалом», по ШДК прошивка J5SPT005, ехала хуже, чем настроенные мной по УДК J5LS и TRS. Причем, я дважды пробовал настроиться на J5SPT у разных настройщиков, но так и не получил положительного результата. Вряд ли это была проблема ПО, скорее виноваты настройщики, но как говорится «осадочек остался».
Считается, что если вы приступаете к настройке прошивки, то прошивать ЭБУ Вы умеете, по – этому, я не буду заострять внимание на том, как это делается. Скажу лишь только, то, что зашивать прошивку в блок следует исключительно CombiLoader'ом.
Так как в процессе откатки прошиваться нам придется часто, рекомендовал бы организовать прошивку ЭБУ прямо на автомобиле. Это существенно сэкономит время и нервы. Предлагаю ознакомиться со списком используемых для настройки программ:
Combiloader 2.1.8 - программа для записи прошивки в ЭБУ.
ChipTunningPro версии 3.21 - программа для редактирования файла прошивки.
FunTune - программка для откатки основных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет снимать логи (ссылка).
AtomicTune - программа для откатки основных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет снимать логи.
Моторчик v4 - Основная функция программы - настройка прошивки в режиме offline. По лог файлам, снятым во время движения автомобиля строит различные калибровки для прошивки.
-Поддерживает следующие типы логов: AtomicTune, AtomicLogger, AtomicOnline, FunTune, ICD, openDIAG, openOLT, shaitane, minishaitane, Матрица, ИОН, HSP-test, R-tuner.
-Поддерживает прошивки: стандарт (январь 5.1, 7.2, m74 (калина-2)), j7es, j7esa, j73s, trs, j5ls.
-Строит калибровки:
- УОЗ. Построение теоретического угла по БЦН и ALF, построение УОЗ из лога, автоматическое понижение угла в точках где есть детонация.
- Фаза впрыска. Построение фазы впрыска в зависимости от времени открытия форсунки, от типа впрыска. На выбор 5 вариантов. Самый мощный на мой взгляд — ровно до закрытия впуска.
- БЦН. Построение базового циклового наполнения мотора. Есть функция перемножения ПЦН на БЦН (для настройки дросселей по таблице БЦН).
- ПЦН. Построение поправки циклового наполнения по УДК, ШДК, без ДК (теоретический расчёт): 16x16 по дросселю, 32x16 по дросселю, 16x16 по давлению 32x32 по давлению. Конвертация таблиц 32x32 в 16x16, 32x16 в 16x16.
- ALF (состав смеси от оборотов и дросселя). Построение состава смеси в зависимости от БЦН. Чем выше БЦН — тем богаче смесь.
- Функция "Диностенда". Построение графиков циклового наполнения мотора, массового расхода воздуха, скорости движения автомобиля. Построение графиков ЦН, незаменимая функция для выставление спортивных распредвалов со злой фазой.
Ссылка на программу (обновление от 11.08.2016). В архиве с программой есть инструкция, обязательная к прочтению!!!
Теперь, когда Вы обзавелись нужными программами, следует подготовить так называемую откаточную версию прошивки, с помощью которой, мы получим нужные нам таблицы ПЦН и БЦН.
Подготовка прошивки под самостоятельную откатку по УДК. Сначала, я хотел полностью описать процесс подготовки прошивки под откатку в этой статье, но начав писать первый абзац, понял, что подробно рассказать не получится, слишком большой объем, которого хватит на полноценную, новую статью. По этому, я кратко расскажу о том, что из себя представляет подготовка прошивки и оставлю ссылки на ресурсы где этот процесс описан полностью.
Общий алгоритм подготовки прошивки под ДАД:
1. Выставить флаги комплектации в зависимости от используемого железа.
2. Настроить исполнительные датчики и механизмы
- -Выставить параметры ДАД. Наклон, смещение, диапазон квантования, цилиндровый объем.
- -Выставить тарировку ДТВ
- -Статическую и динамическую производительность форсунок
- -Температуру включения вентилятора
- -Управление муфтой кондиционера
4. Выставить УОЗ. Его можно взять из стандартной прошивки. Для откатки рекомендуется заведомо занизить УОЗ, т.к. в процессе откатки смесь может быть беднее чем нужно, что может привести к детонации.
5. Выставить фазу впрыска. Для откатки можно использовать стандартную фазу.
6. Записываем готовую прошивку в блок и едем откатывать.
Ссылки (раз, два).
Что такое Поправка Циклового Наполнения:
Датчики (ДМРВ или ДАД) фиксируют количество воздуха, которое попадает в мотор. Но в виду особенностей впускных систем и других факторов, не всё зафиксированное значение воздуха попадет в двигатель и используется в процессе рабочего цикла.
Реальное значение воздуха, попавшее в цилиндры, равно значению воздуха отмерянному датчиками и умноженному на поправку циклового наполнения (ПЦН). Задача настройщика найти коэффициенты этой поправки, чтобы быть уверенным, что реальный состав смеси совпадает с целевым составом смеси, указанным в прошивке.
Как работает БЦН
Начнем с того, что из за особенностей конструкции ДМРВ, скорость его измерений не достаточна для моментального измерения, проходящего через него воздуха. Когда водитель резко открывает или закрывает дроссель, ДМРВ не может сразу, точно сказать, сколько проходит воздуха, поэтому, в этот момент возникает «тупёж». Чтобы избежать этой проблемы, в момент резкого открытия дросселя, ЭБУ берёт в расчёт не данный полученные с ДМРВ, а теоретически возможное количество воздуха для данной режимной точки, поэтому таблица и называется БАЗОВОЕ цикловое наполнение(БЦН).Благодаря этой таблице, при резком нажатии на газ мотор реагирует сразу «без тупежа». Затем, когда показания с ДМРВ стабилизируются, ЭБУ снова начинает брать данные о количестве воздуха с него.
Таким образом, если ездить плавно, то таблица БЦН не участвует в расчетах, так как ДМРВ успевает отработать изменение в режимных точках.
При работе на ДАД+ДТВ, за счёт того, что ДАД гораздо более быстрый, чем ДМРВ, нет таких режимов, при которых датчики не успевают точно мерить воздух, а значит, таблица БЦН не нужна. По этому, в некоторых прошивках под ДАД, таблица БЦН вообще никак не используется либо используется частично.
Резюмируем вышесказанное, ПЦН - основная таблица, от которой будет зависеть то, как поедет машина, по - этому откатывать её следует тщательно, во всех режимах работы мотора.
Откатка таблиц ПЦН и БЦН
Принцип откатки прошивки по УДК. Так как стандартный датчик кислорода (УДК) умеет распознавать только один состав смеси ALF=14,7 (стехиометрия), то задача заставить мотор всегда работать в режиме коррекции по УДК, а это значит сделать всегда экономичный режим. В таком режиме, следует получить коэффициент коррекции в нужных режимных точках, а потом, так откорректировать таблицу ПЦН, чтобы смесь была такой, какой она была при использовании таблицы коррекции.После того как мы получим нужную нам ПЦН, следует отключить ДК и выставить нужный нам, боевой состав смеси. При этом, Мы рассчитываем, на то, что построенная при 14,7 поправка, будет такой же какой и должна быть при целевом составе смеси.
Как показывает опыт, такой способ откатки имеет право на существование. Если далеко не уходить от стехиометрии, то реальный состав смеси будет не сильно отличатся от целевого. Если требуется выставить сильно богатую или слишком бедную смесь, то такой способ откатки Вам не подойдет, в таком случае только откатка с помощью ШДК.
1. Готовим прошивку под откатку, называем её «откатка1».
2. Подключает ноутбук по диагностике. Запускаем FunTune. Жмем начать новую сессию, Вставляем прошивку «откатка1» в ФанТюн. Жмем «Старт» и едем кататься.
3. Откатываем режимные точки (далее РТ). Катаем минимум 10 попаданий в РТ, чем больше, тем лучше.
Должно получится примерно так:
4. Экспортируем из ФанТюна таблицы ПЦН и БЦН в СТР.
Файл -> Экспорт в CTP
5. Импортируем таблицы в прошивку. Называем прошивку «откатка2»
6. Зашиваем обновленную прошивку, стираем Епром
7. Подключает ноутбук по диагностике. Запускаем FunTune. Жмем начать новую сессию, Вставляем прошивку «откатка2» в ФанТюн. Жмем «Старт» и снова едем кататься.
8. Катаем таблицы до тех пор, пока коэффициент коррекции не будет значительно меняться, т.е. стабилизируется в районе "1".
В ФанТюне не откатанные точки помечаются красным цветом.
9. Готовые таблицы экспортируем в целевую прошивку.
Правильно откатанный УОЗ сильно влияет на итоговую мощность двигателя. УОЗ это сложный параметр, который зависит от множества факторов. Идеально откатать УОЗ можно только на стенде, но т.к. большинство из нас не имеет доступа к стенду, рассмотрим другие варианты настройки УОЗ.
Откатка УОЗ методом ускорений
Выбираем безветренный денек, находим ровную длинную дорогу и отмечаем на ней линию старта. Снимем лог разгона на третьей передаче с полностью открытым дросселем. Изменяем угол на -1 градус и повторяем заезд. Затем -2, +1, +2 градуса.После того как мы откатали УОЗ на 100% дросселя, нужно построить остальные дросселя. Для этого, можно использовать программу «AtomicUOZ» она отлично строит УОЗ на основе 100% и 0% дросселя, достаточно просто загрузить прошивку в программу.
Владельцам Января 7.2 повезло больше, в из распоряжении есть отличная программа HSP-Test, которая на лету поможет настроить УОЗ методом ускорений.
Откатка УОЗ по Детонации
Не самый эффективный метод c точки зрения КПД, но зато довольно простой. Считается, что оптимальный УОЗ кроется за границей возникновения детонации. Для некоторых моторов, это действительно так, для ВАЗовского шестнаря это утверждение не совсем верно, но в качестве отправной точки, построенный таким образом УОЗ, вполне сгодится. Для настройки УОЗ по детонации, нам понадобится исправный датчик детонации, логгер( например Атомик) и программа Моторчик.Снимаем лог, любым поддерживаемым «Моторчиком» логгером. Открываем его в программе «Моторчик», открываем вкладку «УОЗ». Жмем кнопку «Посмотреть детонацию».
В РТ, где зафиксирована множественная детонация нужно понизить УОЗ на 1-2градуса. Открываем свою прошивку в CTP и во вкладке Базовая УОЗ, опускаем график в нужных точках на 1-2 градуса.
Если детонации много, помечено красным, можно опускать сразу на 2гр, если детонации мало (помечено желтым) опускаем на 1гр. Повторяем процедуру до тех пор, пока ни сведем детонацию к минимуму.
Я не буду заострять много внимание на фазе впрыска. На стандартных валах откатывать фазу смысла нет. Можно использовать фазу из штатной прошивки, только следует перенести её в новую прошивку с учетом квантования. Используется только при фазированном впрыске. Откатка фазы впрыска необходима при наличии не стандартных валов. При помощи правильно выставленной фазы можно выжать из мотора ещё немного дополнительной мощности и задать ему характер. От фазы сильно зависит звук мотора и мягкость его работы.
В своей прошивке, в качестве основы, я использовал фазу впрыска из старых прошивок под нормы Россия-83, так как фаза в прошивках Евро-2 построена с учетом особенностей работы катализатора. В некоторых режимах такая фаза допускает не полное сгорание топлива, для того, чтобы оно догорало в катализаторе тем самым поддерживая его рабочую температуру.
1. После точной откатки прошивки под ДАД, машина поехала быстрее и плавне. Реакция на дроссель стала резче.
2. Разгон до 100км/ч сократился почти на 1,5 секунды.
3. Расход сопоставим со сток прошивкой на ДМРВ.
Прошивки на ТРС и ЛС, откатанные мной по логам, поехала лучше, чем прошивка на Спорт ПО, откатанная по ШДК местным настройщиком профессионалом.
Если Вы хотите перейти на ДАД, но не хотите вникать в тонкости настройки ЭБУ или платить деньги настройщику, можно купить готовую прошивку. В наличии имеются прошивки под разные конфигурации около сток моторов.
ЭБУ Январь 5.1 2112-14111020-41 или 2112-14111020-61
- Прошивка настроена под бензин АИ-95, но возможно и использование АИ-92.
- ДТВ из ДТОЖ (с отпиленным корпусом) откалиброван, ДТВ подключен к 44 ноге.
- ДАД Газель 45.3829.
- Поддержка кондиционера.
Фазированный впрыск. Фаза впрыска в открытый клапан из прошивки под нормы "Россия- 83" (без катализатора, часто называют ЕВРО-0), на холостых оборотах впрыск на закрытый клапан, для более мягкой работы.
Состав смеси. Смесь рассчитана таким образом, что в экономичных режимах она стремится к стехиометрии ALF=14,7 (экономичная), а в мощностных режимах СС стремится к соотношению 12,5 (мощностная). Удалось добиться хорошей отдачи при приемлемом расходе топлива.
Отсечка 7500об./мин.
Обороты отключения топлива в режиме LaunchControl 4000об/мин
Режим ПХХ почти как в сток N35
Расход топлива у меня получился 10.5л в городском цикле. Манера вождения агрессивная. Катаюсь я только по городу, и поездки, как правило, очень короткие, меньше километра до работы. В смешанном цикле расход должен быть меньше 9л на сотню. Кстати, раньше, на сток прошивке, с моей манерой езды, расход был в районе 12л, при этом машина ехала хуже. Расход по трассе около 7л.
Для чего нужно покупать прошивку
Для чего нужно покупать прошивку, если можно откатать её самому. Ответ очевиден, это экономия времени и денег. Вместо того чтобы откатывать прошивку с нуля, её можно докатать под свой мотор, используя калибровки из уже откатанной прошивки. Эту существенно сократит время откатки и количество потраченного топлива. На откатку у меня ушло огромное количество времени и несколько тысяч рублей на бензин.Небольшая смета для примера. Я ездил на трассу катать прошивку около 10 раз. Так много, по тому, что сначала настраивал ПЦН, потом УОЗ, потом фазу впрыска, а потом, под новую УОЗ и фазу, ещё раз докатывал поправку. А ещё, поменял лямбду, т.к. сомневался в показаниях старой, естественно пришлось откатывать ПЦН ещё раз. Кстати, замену лямбды, тоже можно добавить в смету, а это 1600р. Каждый раз, выезжая на откатку, я заправлялся на 500р. Конечно, я не выкатывал весь это бензин, но даже по грубым подсчетам на бензин ушло около 5000р. Как по мне, это не малая сумма, но всё же лучше так, чем отдать 6000р двум настройщикам «профессионалам», а в итоге не получить вменяемого результата, как это было в моем случае.
В комплекте предоставляются две прошивки на основе разного ПО. Помимо готовых прошивок в комплекте идут, карты для CTP 3.21 и FunTun'a, прошивка подготовленная под откатку с нуля, с ПЦН выставленной в "1" и прошивка под откатку с ПЦН из боевой прошивки. Используя откаточную прошивку с боевой ПЦН, Вы сможете быстро докатать прошивку под свой мотор.
По всем вопросам, связанных с приобретением прошивки под ДАД, можно писать в Л.С. или на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Теперь, переход с ДМРВ на ДАД стал доступен практически каждому. Скрутил несколько проводков, повесил датчики, залил готовую прошивку и поехал.
P/S. Все моторы индивидуальны и требуют индивидуальной настройки, но не имя толковых настройщиков, моя прошивка видится не плохой альтернативой. Прошивка предоставляется "как есть", автор не несет ответственности за спаленные моторы, все действия вы выполняете на свой страх и риск.
Кстати, ранее рассматривался процесс самостоятельной прошивки Bosch M7.9.7Bosch M7.9.7 и Январь 7.2. Помогите с выбором лучшей прошивки для ВАЗ.
Есть ли смысл переходить с ДМРВ на ДАД и ДТВ на двигателе без доработок? |
Ваш отзыв о работе ДАД и ДТВ на стоковом моторе: |
Изменилось ли время отклика педали газа при переходе на ДАД и ДТВ? |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи